Брянцева Т.Г.

Брянцева Татьяна Георгиевна


Я — учитель

Династия — гордое слово!
Сплелись  поколения в нём.
Мы славу труда своих предков
Достойно сквозь годы несем.
Потомственный врач и учитель…
Как славно и гордо звучит!
И в русле семейного счастья
Наш дух единенья кипит.

       1981 год. Я иду в школьном платье и белоснежном фартуке. В руках огромный букет разноцветных астр. 1 сентября. Я – первоклассница! Как памятен этот момент! Помню медный колокольчик, украшенный красным бантом в руке директора школы Макарова Павла Александровича.  Помню звон колокольчика – первый звонок на первый урок. Помню, как взял меня за руку Вася Рукин, ученик десятого класса (в моих глазах он был дядей) и повел в школу. Идем по светлым коридорам, входим в классную комнату. Ряды парт, солнце бьет через огромные окна, на доске  надпись мелом «Добро пожаловать!».

      Почему так запомнился этот день? А может быть потому, что мои мама и папа учителя? Может быть потому, что я ни однажды бывала на линейке, посвященной празднику первого звонка? Но свой праздник запомнился больше всех. Поскольку мои родители учителя, мне приходилось не понаслышке узнавать учительскую профессию изнутри. Я видела, как готовятся родители к урокам, как потом делятся впечатлениями от проведенного урока, о полученных результатах, о методах и приемах. Видела, как спорили родители «как лучше» дать ту или иную тему. Слышала, как они обсуждают элементы урока, хотя тогда ни о каких элементах я понятия не имела.

       И вот мой первый учитель, Агафонова Вера Ивановна. Сколько сил и стараний приложила она, чтобы научить нас не только читать и писать, но и стать людьми. Я очень любила свою первую учительницу. И, придя однажды домой из школы, заявила: «Я буду учителем, как Вера Ивановна!»

      Время неумолимо движется вперед. И вот закончена начальная школа, мы переходим на новый уровень. Появляются новые учителя и новые предметы. Заворожил своей красотой и певучестью французский язык. Поэтому я заявляю:  «Буду учителем французского языка!» А тут еще новые предметы и новые учителя — и снова фраза после очередного знакомства с предметом и учителем «Я буду учителем!» Но о том, что буду преподавать музыку, даже и не думала. Окончив педагогический институт и не найдя места учителя начальных классов, попросилась в родную школу вести уроки музыки. По образованию я учитель начальных классов. С уверенностью могу сказать, что именно учитель начальных классов может все в нашей учительской профессии. Методики многих предметов у такого учителя в руках. Так получилось и у меня.

      Как же было трудно работать первый год! Сколько слез, разочарований, непонимания, неудач и промахов было. Но все неприятности наглухо перекрывались детской любовью. Иду по школьному коридору, подбегают мальчишки и девчонки, окружают со всех сторон, обнимают, признаются, что скучали без меня. Особенно было приятно и понятно, что весь мой труд не напрасен, когда ребята переходили в старшее звено, а вопрос: «А почему у нас нет музыки в девятом классе?» звучал из их уст регулярно при каждой нашей встрече.

      Меняются времена, растут дети. И вот уже мои выпускники приводят в школу своих детей. Не передать словами, как же радостно становится на душе от слов: «Татьяна Георгиевна, а помните, мы на уроке пели песню «Морская граница»? Я сейчас ее пою своим детям и рассказываю им, что эту песню написали вы». Это ли не подтверждение того, что моя работа, мой труд не напрасен, что мои тревоги и заботы увенчиваются успехами и что все не зря. Сколько раз я слышала от моих знакомых и друзей, что моя профессия неблагодарная, что лучше ее оставить, заменить другой. Но как? На какую? Сказать, что я больше ничего не умею и не смогу работать в другой сфере, это будет неправдой. Но где найти такую профессию? Мама спросила меня, когда мне было лет 14: «Хочешь всю жизнь не работать?» Я не ожидала такого вопроса и не нашлась, что ответить. А ответ был прост: «Полюби свою работу!»

       И полюбила! Но мало любить самой предмет, надо научить любить свой предмет детей. Любить искать новое, радоваться открытиям, новым знаниям. Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен сказал: «Я хочу, чтобы моя музыка высекала огонь из людских сердец!» Эта фраза является для меня образцом в работе – я хочу, чтобы мои ученики сердцем чувствовали музыку и без нее не могли представить себе свою жизнь.

    Современный ребёнок. Какой он? Что он слушает? Под влиянием интернета, телевидения подросток очень часто ограничивает круг своих пристрастий и ничего не слышит, кроме того, что звучит в его наушниках. Это совсем не классическая музыка и не произведения великих композиторов. Скорее всего, это клубная музыка, рэп, R&B, электро-хаус и тому подобное… Моя  задача – «снять» с него эти наушники и открыть для него огромный и разнообразный мир Музыки.

      В современной школе основным элементом передачи знаний и их поиска остается урок. Но он без мотивации останется пустым звуком. Моя задача дать её ученикам. Они должны заинтересоваться тем материалом, который я им приготовила. Много приемов есть для этого. Я выделяю несколько, например, личный пример учителя. Обычный урок музыки состоит из трех составляющих: слушание, пение, музыкальная грамота и литература. Невозможно научить детей любить музыку, не слушая ее. Перед каждым прослушиванием произведения,  обязательно рассказываю что-то интересное об этом произведении или его авторе. Выбираю истории, которые задевают лучшие струны души. В классе звенящая тишина! Но как проверить, дошли ли мои слова до их души? И тут встречаются родители: «Мой сын рассказывал о том, что вы изучали, а я такого не знала, как интересно!» Значит, есть у детей необходимость поведать родным о новом, полученном на уроке.

    Музыка неотделима от жизни во все времена. Она теснейшим образом связана с изобразительным искусством, с литературой и историей. Эти связи я постоянно прослеживаю с детьми на уроке. Здорово, что есть интернет и в классе есть проектор. Любая картина, любой автор находится в шаговой доступности и тут же по необходимости оказываются на большом экране. Кроме всего этого демонстрирую видеозаписи и дети с превеликим удовольствием сморят фрагменты опер, балетов. Сначала мне казалось, что слушать оперные арии не будут. Но я ошибалась. Никто не отводит от экрана глаз. Даже мои самые большие проказники замирают и не шевелясь наблюдают за действием на экране.

       Времени на изучение нотной грамоты во время урока практически нет. Но мы и не горюем поэтому поводу – я заменила нотную запись на движение рук. Замечательная методика Р.Ригиной дает возможность сразу петь по руке. Кроме того, разучиваем с детьми дирижерские жесты. Как же им нравится дирижировать классом! Выступая в роли дирижера, сразу становится им понятно, что «махать палочкой» не так уж и просто.

    Любой ребенок по своей природе музыкален. Интонации остро ими ощущаются. Музыкантами мечтают стать практически все. И я даю им такую возможность. Научить играть на фортепиано или баяне во время школьного урока невозможно. Но зато в классе у меня есть замечательный набор музыкальных шумовых и ударных инструментов. Сколько радости доставляет детям играть самостоятельно на треугольнике или на маракасах, бубне или трещотке. Все дело в ощущении ритма. Под мелодию, воспроизводимую учителем, дети с удовольствием исполняют свои партии.

        Большое значение на уроке музыки имеет хоровое пение. Работать с солистами  не позволяет время, а вот хоровое исполнение песен дает возможность каждому учащемуся выразить себя в звуке. Созданный мною школьный хор выступает на всех школьных мероприятиях. Принимает участие во всевозможных конкурсах. Мой хор неоднократно становился призером районных конкурсов.

      Я стремлюсь к тому, чтобы мой урок музыки для каждого ребёнка становился событием, когда внешний мотив становится внутренним. Моим педагогическим кредо являются слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Этот свет я вижу в книгах, театре, общении с окружающими людьми. Нахожу этот свет в своей семье, где любимые муж  и две дочери, причем старшая дочь по моим стопам выбрала профессию учителя и в данный момент работает учителем начальных классов, всегда готовы помочь, поддержать, понять, разделить со мной радости и огорчения.

        Так, словно цветные нити в платке, я вывязываю узор своей жизни. И невозможно расплести и отделить нити моей профессии и моей жизни. Они связаны прочно и навсегда. Пусть говорят, что нет ничего вечного на земле, но я знаю, что искусство Музыка и мастерство учителя будут жить вечно.


 

 

Учебно-дидактический проект «Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки»

Родительское собрание в 8 классе по теме  «О родительском авторитете»

Внеклассное мероприятие «Праздник чая»

ПРОГРАММА  для учащихся 8-9-х классов  «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»  

Внеклассное мероприятие «Рождественские посиделки»  

Единый классный час «Семья и Отечество в моей жизни»

 

 

 

.